Советы

Регулировочные работы

В процессе эксплуатации машин происходит изменение параметров, характеризующих

работоспособность деталей, сборочных единиц, систем и машины в целом. Восстановление

их функциональных свойств происходит периодическим восстановлением рациональных

значений контролируемых параметров или заменой отказавших деталей. При первом

варианте наблюдается явная зависимость изменения параметра от наработки. В этом случае

периодичность контрольных мероприятий устанавливают по его допустимому значению.

Восстановление работоспособности сборочных единиц без замены деталей возможно, если

это предусмотрено конструкцией объекта. К таким объектам можно отнести: движители

на пневмоколесном и гусеничном ходу, гидро-и пневмосистемы, фрикционы, тормоза,

сцепления, газораспределительный механизм двигателя, клиноременные и цепные передачи,

конические подшипники и зубчатые зацепления и др.

Отклонение давления воздуха в шинах от нормы является главной причиной

преждевременного их предельного состояния. При пониженном давлении происходит

интенсивное изнашивание беговых дорожек по краям; увеличивается сопротивление качению

колес, что ведет к увеличению расхода топлива; ухудшается управляемость машины;

происходит перегрев шин и снижение ее эластичности и прочности.

При повышенном давлении воздуха интенсивнее изнашивается средняя часть беговой

дорожки; ускоренно разрушается каркас шины; снижается эластичность шины и возрастают

динамические нагрузки при движении по неровному профилю дороги. Для предупреждения

преждевременного выхода шин из строя и обеспечения безопасности движения контроль

давления и доведение его до нормы производится при каждом ТО и через каждые 10

календарных дней.

При эксплуатации гусеничных движителей происходит удлинение гусеничной ленты, что

приводит к ее провисанию и при поворотах колес схождению с опорных и направляющих

колес. Конструкцией предусмотрена регулировка натяжения гусеничной ленты. Однако

увеличение шага имеет предельную величину, приводящую к интенсивному изнашиванию

ведущей звездочки. Предельное увеличение шага гусеничной цепи составляет 7-10 мм, а

провисание гусеничной ленты между опорными катками не должно превышать 30 мм.

Основным параметром контроля работоспособности гидро- и пневмосистем является

давление. Оно всегда должно соответствовать нормам, установленным заводом-

изготовителем. Нижний предел характеризует предельные утечки и (или) предельную подачу

вследствие изнашивания сопряжений в системах, а также потерю упругости пружин клапанов.

Контрольно-регулировочными работами восстанавливается рабочее давление в системе

только при снижении упругости пружин клапанов.

При эксплуатации фрикционов, тормозов, сцеплений и сопряжений с тепловыми зазорами

номинальные значения зазоров устанавливаются контрольно-регулировочными работами с

периодичностью, соответствующей времени проведения ТО.

Работоспособность клиноременных и цепных передач оценивается их прогибом при нажатии

посередине между шкивами (звездочками) усилием 30-40 Н. Регулировка производится

изменением межцентрового расстояния или специальными натяжными роликами.

Предельное значение прогиба зависит от расстояния между центрами вала и оси приводов.

Наиболее широко работоспособность зубчатых зацеплений при ТО оценивается суммарным

зазором в сопряжениях, обуславливающих значительные динамические нагрузки на детали

сборочных единиц. В настоящее время разработан новый способ оценки этого параметра

по разнице импульсов между их задатчиком и контролируемым сопряжением трансмиссии.

Способ позволяет автоматизировать процесс определения суммарного углового зазора и,

используя кинематические связи, определить дефекты отдельных деталей.

Конструктивно в сборочных единицах трансмиссий машин предусматривается

восстановление номинальных зазоров контрольно-регулировочными работами в конических

подшипниках и зубчатых передачах. Регулировку производят с помощью шайб, прокладок и

стопорящихся от самооткручивания гаек.

Контроль этих сопряжений производят с помощью пружинных динамометров. Момент

сопротивления вращению не должен превышать 3,5 Н м. Работоспособность конической

передачи оценивается также изменением бокового зазора, который не должен превышать 0,4

мм.

В условиях эксплуатации при ремонте зубчатые зацепления проверяют по пятну контакта.

Для конической пары по длине зуба оно должно быть не менее 20 мм на расстоянии 15 мм

от малого торца. Центр пятна контакта по высоте зуба должен находиться примерно на ее

середине (смещение допускается не более 0,25 высоты профиля).

Осевой зазор конических подшипников устанавливают смещением внутреннего или внешнего

кольца. Максимально допустимый осевой зазор в роликовых подшипниках 0,3 мм.

Работоспособность машины в значительной степени зависит от качества и своевременности

выполнения контрольных и регулировочных работ, которые составляют до 40% общего

объема ТО.

Своевременность выполнения регулировочных и ремонтных работ обеспечивается

диагностированием машин.